Новости

25 апреля 2019

В Москве прошла 12-я международная конференция «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ»

24 апреля 2019 года в Москве прошла 12-я международная конференция «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ»

В мероприятии приняли участие более 200 делегатов: представители авиакомпаний Азербайджана, Белоруссии, Кыргызтана, России и Таджикистана, крупнейших американских, европейских и российских лизингодателей и инвестиционно-банковских организаций, ведущих авиапроизводителей и других секторов воздушного транспорта. 

В ходе деловой программы участники анализировали глобальные тенденции развития рынка аренды воздушных судов, аспекты развития рынка авиаперевозок, действующих санкций, а также расширение и обновление флота авиакомпаний.

Конкуренция на международном рынке лизинга воздушных судов будет усиливаться, однако, учитывая закон цикличности развития рыночной экономики, вслед за подъемом справедливо ожидать кризисный период. За счет чего зарабатывают лизингодатели и как они влияют на бизнес авиакомпаний? Что влияет на стоимость воздушного судна, есть ли кризис перепроизводства и ожидает ли нас волна смены техники? Будут ли авиакомпании СНГ усиливать своё присутствие на дальнемагистральных маршрутах? Ждут ли нас какие-то альянсы, поглощения, совместные проекты, кто из авиакомпаний наиболее уязвим?

Эти вопросы обсуждали участники первой панельной дискуссии, среди которых: David Beker, вице-президент по маркетингу, Air Lease Corp; Игорь Вознюк, вице-президент по маркетингу, Carlyle; Lynn Guiney, глава по региону EMEA, Avolon; Дмитрий Ивантер, генеральный директор, ВТБ Лизинг; Tom Gathercole, вице-президент по маркетингу EMEA, Aircastle.

Как рассказал гендиректор компании «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер, лидеры авиаперевозок испытывают серьезное финансовое давление, у них растут операционные расходы и затраты на авиатопливо, но поднять цены на авиаперевозки они не могут по макроэкономическим причинам. Вместе с тем он отметил, что крупнейшие авиакомпании проводят впечатляющие программы по снижению расходов. За последние пять лет также снизилась стоимость операционного лизинга воздушных судов. В парке «ВТБ Лизинг» сейчас около 80 ВС, как подчеркнул Ивантер, крупнейшим клиентом компании является группа «Аэрофлот», но есть небольшие заказчики и в странах ЕС. 

Наталия Орлова, главный экономист и руководитель Центра макроэкономического анализа «Альфа-Банка» поделилась прогнозом макроэкономической ситуации. Как считает экономист «экономика России вышла из электорального цикла и это сопровождается циклическим ухудшением динамики доходов: хотя реальные зарплаты и выросли на 1% с 2014 года, тем не менее, реальные доходы на 10% ниже уровня 2014 года. Эта тенденция наблюдается и в текущем году, и она будет ограничивать рост потребления»

Представители авиакомпаний обсудили варианты построения устойчивой бизнес-модели в текущей ситуации: Джамиль Манизаде, первый заместитель исполнительного директора, директор пассажирской авиакомпании, AZAL; Евгений Ключарев, генеральный директор, Red Wings Airlines; Анатолий Гусаров, генеральный директор Belavia. Своим взглядом на вопрос также поделились Дмитрий Миргородский, парнтёр, Concuros и Oscar Miörner, вице-президент по маркетингу, Nordic Aviation Capital.

В частности, Джамиль Манизаде отметил, что создание лоукостера Buta помогло холдингу правильно «лавировать между традиционным и лоукост продуктом», а также поделился планами расширения маршрутной сети до 17 направлений.

В рамках конференции ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Global Business, провела бизнес-бранч с авиакомпаниями СНГ и России. Антон Королёв, заместитель генерального директора ГТЛК по авиации, отметил: «Мы считаем одной из важнейших задач для ГТЛК расширение географии присутствия и в других странах, в первую очередь – в СНГ».

По мнению Александра Фридлянда, директора НЦ-19 ГосНИИ ГА, для развития региональных перевозок гражданской авиации России не хватает самолетов малой вместимости. Обсуждению авиатехники была посвящена следующая сессия. Laurent Pierre, вице-президент по продажам, CFM International, рассказал о предстоящих задачах программы производства двигателей LEAP.

Paul Ruys, старший директор по продажам в Северной Европе и СНГ, Embraer; Кирилл Будаев, вице-президент по маркетингу и продажам, Корпорация «Иркут», ГСС; Макс Нилов, региональный директор по продажам и маркетингу, Boeing Commercial Airplanes и Jerome Gabory, вице-президент по продажам, Россия и СНГ, ATR под модераторством Алексея Синицкого, директора по исследованиям и разработкам, «Инфомост Консалтинг» обсудили современную ситуацию с производством воздушных судов.

В частности, Кирилл Будаев отметил, что поставки новых самолетов МС-21 с российскими двигателями ПД-14 могут начаться с 2022 года. Также в корпорации «очень пристально смотрят» на возможность разработки удлиненной версии – МС-21-400.

Также эксперты обсудили ситуацию с Boeing 737 MAX. Региональный директор по продажам и маркетингу Boeing Commercial Airplanes Макс Нилов сообщил, что на данный момент компания готовится к сертификации доработанного програмного обеспечения для этой модели в Федеральной авиационной администрации США (FAA), а затем и в других странах. 

Своим взглядом на кредитоспособность авиакомпаний России на фоне мировых аналогов поделился Александр Гущин, заместитель директора, группа корпоративных рейтингов, рейтинговое агентство АКРА. 

О возможностях финансирования сделок по покупке самолётов Embraer рассказал André de Barros Rüttimann, эксперт департамента авиационного финансирования Бразильского экспортного агентства BNDES.

Подробные репортажи с конференции читайте на Деловом авиационном портале ato.ru.